Аничков мост — история

Аничков мост история коней

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет притягательную силу. Скульптурные композиции коней на гранитных постаментах по обеим берегам реки Фонтанки способны завораживать взгляд. Об историях и легендах вокруг коней Аничкового моста и поговорим в этой статье. Но для начала напомним,

Почему Аничков мост так называется

Название «Аничков», мост получил благодаря расквартированному за р. Фонтанкой батальона под командованием подполковника М. Аничкова в Аничковой же слободе. Времена тогда были самые «петровские» - царствование Петра I. С тех пор переправа через реку, как продолжение Невского проспекта, называется Аничков мост. Теперь вернемся к теме статьи.

История коней на Аничковом мосту в СПб

Четыре скульптурные композиции «Укрощение коней человеком» работы петербургского скульптора-анималиста Пётра Карловича Клодта являются главным украшением переправы через реку Фонтанку на Невском проспекте. И, одновременно, одним из самых узнаваемых образов Санкт-Петербурга.

Фактов и занимательных историй вокруг творения П.К.Клодта имеет множество. Для того, чтобы не погружать читателя в глубины истории, мы и кратко перечислим основные:

Окончательно мост был украшен скульптурами из бронзы только в 1851 году. До этого две композиции из металла постоянно снимались для подарков зарубежным монархам от императора Николая I. На время изготовления новых скульптур, на постаменте находились гипсовые копии покрашенные «под бронзу». Они были повторением первой группы.

Окончательный вид скульптуры приобрели именно в 1851 году – четыре разных стадий укрощения коней. Но табличка «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году» на одном из постаментов может ввести в заблуждение.

Бронзовые кони с разворотом в сторону Адмиралтейства с подковами на копытах, а их «соседи» на противоположном берегу Фонтанке – без подков. Говорят, что неподкованные кони смотрят на бывшие мастерские (XVIII век, Литейный проспект), где и подковывали лошадей. А те, что уже «обуты», уже вышли из крепких рук кузнеца.

При отливке своих скульптур, П.К.Клод использовал темное пиво. Это доказал проведенный хим/анализ металла при реставрации коней в 2000 году. Историки знали об этом факте, но подтвердить не могли. Кстати, отливал скульптор свои произведения всегда собственноручно.

И теперь немного забавного. Довольно часто туристы в Санкт-Петербурге спрашивают, как связаны

Аничков мост, конь и лицо

Аничков мост, конь и лицоОтвечаем просто: бытует легенда, что в паху одного из жеребцов скульптурной группы угадывается профиль мужчины. Так ли это на самом деле, каждый может удостовериться сам, подойдя к гранитному постаменту. Мы же прилагаем фотографию для тех, кто не имеет такой возможности. Смотрите, угадывайте и сравнивайте.

Народная молва приписывает лицо «у коня» на Аничковом мосту двум персонажам:

  1. Наполеону Бонапарту.
  2. Любовнику жены скульптора.

Первый вариант, возможно, ассоциируется с тяжелыми временами после Отечественной войны 1812 года, которые еще переживались во времена создания великолепных групп коней и укротителей. Возможно, Петр Карлович хотел навсегда расквитаться за народные страдания.

Второй вариант более прозаичен: говорят, что скульптор знал про увлечение жены высокопоставленным царским чиновником. Но сделать ничего не мог. Уж больно высоко «сидел» чинуша. Поэтому решил отомстить вот таким образом. Месть оказалась на века… Как и творения Клодта.

Нажмите, чтобы не потерять

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *