Одна из ранних картин великого Леонардо да Винчи (1460-1470 гг). Небольшая камерная картина, с незавершенным (по мнению исследователей) окном на задней части полотна. Мадонна держит цветок крестоцвета (символ распятия) и с улыбкой наблюдает за сыном, который только начинает осваиваться в этом мире. Девушка одета как горожанка того времени, в комнате полумрак и спокойствие.
Свое второе название «Мадонна Бенуа» получила в результате долгой истории ее путешествия в Эрмитаж от прежних владельцев – семьи придворного архитектора Л.И.Бенуа.
В семью Бенуа картина попала в качестве приданого М.А.Сапожниковой, ставшей женой Л.И. Бенуа. До этого она находилась в картинной галерее отца Марии А.А. Который в свою очередь унаследовал галерею от А.П. Сапожникова, купца и мецената. Как она попала в галерею, прояснилось только в наше время. Но в семье меценатов существовала связанная с картиной легенда. И рассказывала она о том, что купили полотно у труппы итальянских музыкантов, гастролировавших в Астрахани в XIX веке.
В конце прошлого века документально подтвердили: в галерею А.П. Сапожникова «Мадонна с цветком» поступила из коллекции генерала Корсакова, предположительно до 1824 года. По тем же документам выяснили и когда картину перевели с дерева на холст. Ведь первоначально она находилась на деревянной доске. В 1912 году семья Бенуа приняла решение оставить шедевр в России и продали картину Эрмитажу. Причем выплаты были растянуты во времени и последний состоялся уже после Октябрьской революции.
Для историков важно другое. Именно с «Мадонны Бенуа» тогда еще молодой (26 лет) и вырабатывающий свой стиль живописец Леонардо да Винчи стал использовать технику масляной живописи. Он уже шесть лет как оставил своего учителя Андреа Верроккьо и был самостоятельным свободным художником. В поисках выразительных средств Леонардо обратился к масляным краскам, до тех пор практически не использовавшихся живописцами Флоренции. Некоторые эксперты называют картину «неудачной». Что не мешает любоваться творением гения уже несколько столетий.
Нажмите, чтобы не потерять